Задать вопрос нашему консультанту Консультант
Смотреть весь каталог
26 января 2018

Ведущие косторезные школы России: характерные черты

"Экспедиция-Фактория" активно сотрудничает с мастерами ведущих косторезных школ России. У каждой такой школы свои традиции, особенности, характерные черты.

Попробуем вкратце о них рассказать.

Косторезное искусство и костяной промысел сложились в первую очередь на Севере Руси, там, где есть морской зверь, где вечная мерзлота, где встречаются бивни мамонта. И хотя бивни и кости мамонтов находят во многих регионах, в том числе и в средней полосе, но только на Севере благодаря вечной мерзлоте они сохранились достаточно хорошо для разного рода поделок. Ведь возраст бивня — минимум 10 тысяч лет.

Архангельская школа                                                       

Старейшая и самая известная на Руси косторезная школа была основана в селе Холмогоры Архангельской области, на родине Ломоносова. Произведения архангельских косторезов упоминаются начиная с XIV-XVI веков.

Отличительной чертой холмогорских мастеров является ажурная тонкая резьба с растительным орнаментом и необычными изгибами линий рисунка. Наносилась она непосредственно на ларцы и гребни, посохи и кубки, изысканные костяные шахматы. Любили древние мастера делать своеобразные ларцы-теремки - сплошь сквозная резьба, костяное кружево. Мастера резьбы использовали для работы моржовую и мамонтовую кость, а также цевку – толстые трубчатые кости домашнего скота, которые распиливали на пластины, создавая из них изящные повседневные вещи, расчески и гребни, сложные трудоемкие произведения, настоящие предметы роскоши. Заказы холмогорским умельцам поступали и от царского двора, и от монастырей и храмов.

Большим поклонником резьбы стал первый русский император Петр I. Познакомившись с холмогорской резьбой, он покровительствовал мастерам и снабжал их образцами западного косторезного искусства. Более того, как человек увлекающийся, он и сам вырезал несколько вещей, в том числе знаменитую табакерку. Начиная с петровского времени иметь изделия из резной кости считалось у дворян хорошим тоном. Они заказывали себе предметы обихода, портреты, иконы и даже отделанные резными пластинами предметы мебели – шкафы и комоды. Большой поклонницей холмогорской резьбы была и Екатерина II.

Сегодня в работах архангельских мастеров меньше традиционного ажура, хотя и сейчас есть умельцы "взбить" из кости "густую пену кружев". Витиеватые переплетения сменяют реалистичные фигурки животных, птиц, сцены из жизни, охоты и мореплавания.  

Якутская школа

Другой известный центр резьбы по кости – Якутия, куда ремесло пришло как раз из Холмогор. Особенность региона – наличие ценного сырья - бивня мамонта, которого в Якутии достаточно много. По подсчетам ученных, сибирские просторы таят в себе порядка 500 тысяч тонн бивней. Говорят, иногда размоет Иртыш берега, а из земли бивни торчат, как шпаги. Хорошо сохраняются они и в ледяной воде на дне озер. Да и постепенное потепление делает бивни все более частыми находками, только вот вывезти их непросто: останки мамонтов встречаются в самых недоступных местах, добраться туда можно лишь вертолетом.

Для якутской, как и для архангельской школы, характерна ажурная кружевная резьба. Но якутские мастера не используют ни цветную гравировку, ни фоновый подкладки из фольги или бумаги. Цветовой колорит их работ – природная окраска самого бивня от кипенно-белых тонов до золотистых и коричневых, а порой и более сложных оттенков. Они возникают в результате воздействия минералов в местах залегания и повторить их искусственно крайне сложно. Происходит, так называемое, природное морение. Так, например, торф придает кости коричневый оттенок, железо — охристый, а медесодержащие породы — синеву. 

Уэленская школа (Чукотка)

Главным центром искусства резьбы на Чукотке стал поселок Уэлен. А отличие техники и сюжетов связано во многом с особенностью материалов. Чукотские мастера для резьбы используют моржовые клыки, добываемые на охоте. На протяжении веков чукчи и эскимосы вырезали из клыков украшения для женщин, ножи, гарпуны, фигурки-обереги, игрушки. Но появление в Береговом проливе русских и европейских мореплавателей и китобоев стимулировало развитие промысла, местные жители начали изготавливать на обмен фигурки полярных животных, а затем и целые моржовые клыки с выгравированными сценами из жизни охотников и оленеводов.

Графика на отполированной до блеска поверхности моржового клыка очень необычна: плавные линии, нежные тона и часто драматичные сюжеты – моменты охоты и рыбалки, фрагменты легенд и мифов. Каждая гравюра – своеобразная история, повествующая о далеком и неизведанном побережье Чукотки. Сегодня для чукотской школы характерны в основном анималистические сюжеты. 

Тобольская школа

Первые мастерские резьбы по кости появились в Тобольске в начале XVIII века, когда в Тобольск сослали взятых в плен во времена Северной войны шведских офицеров. Они занимались в Сибири разными ремеслами, в том числе резьбой по кости, выточенные ими табакерки пользовались большим спросом в высших кругах. Позже резьба стала одним из самых почитаемых в городе промыслов.

И уже к концу XIX века основной линией развития тобольской резьбы стала миниатюрная объемная скульптура. Сюжеты состоят из многих фигур и представляют собой сценки жизни на Севере, старинные истории из городской жизни и отдельной направление – сказочные сюжеты: Руслан и Людмила, русские богатыри… Каждая крошечная фигурка вытачивается отдельно, затем из них собираются большие сложные композиции, динамичные, с четкими деталями. Иногда художники обыгрывают возможные разные природные оттенки кости и бивня мамонта, создавая композиции с фигурками разных тонов. С 1950-х годов эти многофигурные композиции стали "визитной карточкой" тобольских резчиков.

Магаданская школа

Школа магаданских резчиков еще совсем молодая, но уже достаточно известная. Школа возникла на базе Магаданской фабрики резьбы по кости и рогу только в 1965 году, так что местных мастеров не сковывают ни традиции, ни каноны старых мастеров.

Здесь получили распространение сразу два разных направления косторезного искусства. Одно — объемная резьба из моржовой, мамонтовой кости и рога оленя фигурок животных, развернутых композиций и национальных местных фигурок божков-амулетов - пеликенов. Второе направление — плоская цветная гравировка на моржовых клыках на темы из жизни народов Севера или целые рассказы с захватывающими сюжетами. Иногда два типа резьбы соединяются в одном произведении, например, на бивне расположена объемная сцена охоты или бегущие по лесу олени, а сам бивень при этом покрыт тонкой сюжетной гравировкой. 

Автор статьи Главный редактор
0 комментариев 1087
0 комментариев


Напишите свой комментарий

CAPTCHA